|
Из дневника Меланхолика
«Однажды мы с другом ехали в пригородном автобусе.
Было уже начало октября, но лето и не думало сдаваться. Солнце сияло по-августовски жарко, кроны осин и кленов еще не пожелтели.
На лицах немногочисленных пассажиров светилось тихое умиротворение.
Перед нами сидели двое - мама с дочуркой лет пяти.
Глядя на пейзаж за окном, девочка унылым голосом вещала: «Осень - это очень печальная пора. Небо покрыто тучами. Листья опадают с деревьев. Птицы улетают в теплые края. Осенью идут холодные дожди».
Мой друг, господин Холерик, человек неуравновешенный, от части в силу юношеского возраста, отчасти из-за особенностей темперамента, грыз пальцы, чтобы не расхохотаться.
Меня же речь ребенка опечалила и заставила глубоко задуматься.
Мудрые люди считают, что случайностей на свете не бывает. Любая встреча что-нибудь да значит, и все мы, включая маленькую девочку на переднем сиденье, приходимся друг другу своеобразными «зеркалами».
Все, что гневит или смешит нас в других, - не более чем наше собственное отражение и повод к размышлениям.
Можно сказать себе: «Вот прекомичный образчик детсадовской выучки».
Но мы-то с вами! Разве мы иные?
В дошкольно-школьном детстве мы, чуть не плача, пели про облетевший тополь и улетающего скворушку, учили стихи про унылые желтые нивы и частые дожди.
Из каких-то высоких педагогических соображений воспитатели навесили на каждый сезон ярлык: весна, мол, красна, а осень, стало быть, - непогодушка. Поэтому в апреле надо радоваться подснежнику, а в октябре - горевать.
Что может быть прискорбней, чем глупый штамп в мозгах?..»
Чем дольше вы живете на белом свете, тем больше у вас таких вот «штампов в мозгах». А в ответ: «Это не штампы! Это мои принципы! Убеждения! Святое! Не подходи-и-ите!!! Не трогайте рука-а-а-ми!!!»...
Поистине всегда там, где недостает разумных доводов, их заменяет крик.
Леонардо да Винчи
А вы попробуйте сохранять спокойствие во всех ситуациях. В вашей жизни, если хорошенько подумать (а вы ведь уже освоили азы этого искусства!), не так уж много вещей, из-за которых стоит переживать. Здоровее будете!
В результате ряда проведенных исследований оказалось, что 80 процентов всех болезней и недугов напрямую связаны с работой центральной нервной системы. В частности, в особую группу болезней, вызванных расстройствами наших нервов, выделены болезни печени, головы и нарушения артериального давления.
Избегайте конфликтов. Не спорьте с «разъяренными быками». Они ведь могут и не дослушать ваших аргументов...
К числу самых выдающихся путешественников всех времен и народов справедливо относят английского военного топографа Перси Харрисона Фосетта (1868-1925). Фосетт первым приоткрыл завесу тайн над жизнью аборигенов-индейцев и поведением многих диких животных. Сам Фосетт и его спутники не раз подвергались нападению огромного черного быка. Однажды, когда Фосетт охотился с товарищем по имени Костин на индеек, неожиданно появился черный бык. Дикое животное было разъярено и готовилось к нападению. К счастью, Фосетт успел криком предупредить своего спутника об опасности. Костин стремглав бросился под защиту деревьев, находившихся метрах в двухстах от него. Примечательно то, что это расстояние он успел преодолеть за считанные доли секунды.
Итак, «спокойствие и только спокойствие». И дело здесь не только в заботе о себе (в которой, как мы с вами теперь знаем, нет ничего плохого, кроме хорошего), сколько в заботе о пользе дела. Это ведь прописная истина:
Правильные решения можно принимать только в спокойном состоянии. Не позволяйте мировому хаосу поселиться в вашей голове. Задача это нелегкая, особенно если заняться ее решением всерьез. Как всегда, произносить красивые слова легко, трудности возникают при попытке осуществить что-нибудь конкретное на практике.
Однажды правитель области посетил дзенского учителя, прозванного в народе Птичье Гнездо за то, что он медитировал, сидя на дереве среди густой листвы. Правитель осмотрел место медитации и сказал:
- Какое же у тебя опасное место там, наверху дерева!
- Твое намного хуже, чем мое, - возразил учитель.
- Я правитель этой области и не вижу, какая опасность может мне грозить.
- Значит, ты не знаешь себя! Когда ты изживешь свои страсти и твое сознание лишится устойчивости, что может быть опаснее, чем это?
Тогда правитель спросил:
- В чем заключается учение буддизма? Учитель произнес следующие известные строчки:
- Не делать зла,
А использовать добро
И сохранять сердце чистым -
Вот в чем учение Будд.
Правитель, однако, возразил: - Это знает любой трехлетний ребенок.
- Может быть, любой трехлетний ребенок и знает это, но даже восьмидесятилетнему старцу трудно осуществить это на практике, - подвел итог дзенский учитель, сидя на своем дереве.
Особенно плохо дело обычно обстоит с самыми, казалось бы, элементарными вопросами. Вы претендуете на знание жизни, считаете, что вы о-го-го какой... (А какой?) Но банальнейшая боль в горле оказывается в сто раз сильнее вас. Она побеждает, а вы проигрываете.
- Болит, болит, болит, болит. Ой, как болит мое горлышко! Что же делать? Так, так, так, так. Полоскать бесполезно. В прошлый раз полоскала-полоскала, только время потеряла. Что же делать? Выпить какую-нибудь таблетку. Ой, нет. Боюсь, боюсь, боюсь. Таблетку выпьешь, потом живот прихватит, по печени ударит, почки тем более не выдержат. Что же делать? Чем-нибудь смазать мое бедненькое горлышко. Смазать, смазать, смазать. Ой, как вспомню, как в прошлый раз смазывала, так больно было. Нет, лучше не надо. А что же делать? А-а-а? Позвонить! Надо срочно позвонить Наташке и сказать, что я при смерти.
- Алло, Наташа. Привет. Все плохо, умираю. Так болит, что даже с тобой не могу разговаривать. Чем лечиться, не знаю. И вообще, скажи там всем на работе, что как минимум месяца два я не появлюсь. Да. А ты как думала? Что делаю, что делаю... Вот сижу тут и тихонечко умираю. А вам всем на меня наплевать. Да, конечно. У тебя-то так никогда ничего не болело.
И, главное, с вами в таком состоянии совершенно невозможно иметь дело! Вы ничего не желаете слышать, в вас просыпается дремавший до поры до времени самонадеянный тупица, который только и может, что твердить как попугай: «Я сам все знаю». Думаете, это признак зрелости?
Привет, дружочек! Мороженого хочешь? Не хочешь? Почему? Горло болит?
Открой-ка рот... Ну, дужки красные немного и задняя стенка тоже. Температуры-то нет? Бедняжка. Не жизнь у тебя, а брошюра «Что такое не везет и как с ним бороться». И горло болит, и больничный не дадут. Скажут: «Пополощите йодинолом (шалфеем, календулой, эвкалиптом, содой). Идите. Следующий». Нет, мой друг, это у тебя получится не 3-е, а насмешка. Давай работать. Дня два-три будем греть горло горячительным. Сто грамм на сорок градусов никому не повредит. И болеть не будет. Потом, конечно, заболит, но поглубже и посильнее. Больничный-то хочешь?
Еще поговори - побольше и погромче. Собери митинг. Что? Тебе сказать нечего? Встаешь на бочку, поднимаешь руку, вопишь «Доколе!» - и держишь внимание слушателей два часа. А если ты, допустим, учитель, попроси у завуча поставить тебе два дополнительных урока. Ну, вот, другое дело. Уже сипишь, миндалины раздуло.
Еще отличный способ - бегать на улицу и обратно хотя бы 8-10 раз на дню. Тогда ты та-а-а-к начнешь кашлять, что любо-дорого послушать будет. И, главное, не слушай ты этих бабушкиных советов про теплые носки, молоко с маслом, компрессы и шарфы. Это же позапрошлый век. «Свари картошечку, покройся тряпочкой». Тьфу, дуры старые!
Да, вот еще. Попробуй не поспать часов до пяти. Потом вставай в семь - и на работу. А то дуры-то дуры, а иной раз накаркают: заспишь болезнь-то и - прощай, больничный!
А вот если уже водки попил, два часа поорал, три дня покашлял, ноги поморозил, на улицу побегал, а потом - к ЛОРу заявился. Получишь не просто там 3-е, а красивое 3-е, длинное. Например, острый риноларинготрахеобронхит
А потом начинается все сначала: «Да само пройдет», «Да откуда ты знаешь, как надо», «Не учи меня! У тебя самого вчера болело, так что помалкивай!»
В старину жил один проповедник, учивший, как познать путь к бессмертию. Царь послал за ним, но посланец не спешил, и тот проповедник умер. Царь сильно разгневался и собрался было казнить посланца, когда любимый слуга подал царю совет:
- Люди более всего боятся смерти и более всего ценят жизнь. Если сам проповедник утратил жизнь, как же он мог сделать бессмертным царя?
И посланца пощадили.
Некий бедняк хотел научиться бессмертию и, услыхав, что проповедник умер, стал бить себя в грудь от досады. Услышал об этом богач и принялся смеяться над ним:
- Сам не знает, чему собрался учиться. Ведь тот, у кого хотели научиться бессмертию, умер. Что же он огорчается?
- Богач говорит неправду, - сказал Ху-цзы. - Бывает, что человек, обладающий средством, не способен его применить. Бывает также, что способный применить средство им не обладает. Некий вэец прекрасно умел считать. Перед смертью он передал сыну свой секрет в виде притчи.
Сын слова запомнил, а применить их не сумел. Он передал слова отца другому человеку, который у него об этом спросил. И тот человек применил секрет не хуже, чем это делал покойный.
Вот так и с бессмертием! Разве умерший не мог рассказать о том, как познать путь к бессмертию?
Я думаю, вы и сами понимаете, в чем проблема. Вы просто не любите и не умеете учиться. А ведь...
Верблюд выносливее человека; слон крупнее; лев превосходит его в храбрости; корова может съесть больше, чем он; птицы приносят более многочисленное потомство. Человек был создан для того, чтобы учиться.
Алъ-Газали
Вас научили сначала ходить и говорить, потом читать и писать. Вам когда-то давно объяснили, что нужно уметь следить за собой, быть вежливым и внимательным к людям, ну и так далее. И отправили в путь-дорогу... Забыв сказать, куда, собственно, надо идти... Неудивительно, что вы заблудились –
Не случалось мне видеть человека заблудшего,
Который был бы на прямом пути.
Саади
Чему-то вы по дороге учились сами - читали указатели в попытках понять, не туда ли вам, собственно, надо, выясняли у тех, кого встречали по дороге, куда идут они... Ваша жизнь - это диплом с оценкой за пройденный путь. Ну-ка, ну-ка, покажите-ка... Удовлетворительно? И вас это устраивает? Вы по-прежнему считаете, что учиться ни к чему? Может быть, вам просто не у кого учиться? И опять вы ошибаетесь!
Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь чему учиться.
Леонардо да Винчи
Глупость - искать нечто там, где невоспитанное воображение надеется его найти. На самом же деле оно везде, где вы можете извлечь его.
Ревгари
Трудность на духовном пути - это всегда то, что приходит из нас самих. Человек не любит быть учеником, он любит быть учителем. Если бы только человек знал, что величие и совершенство великих, приходивших время от времени в этот мир, заключалось в их бытии учениками, а не в учительстве! Чем более велик учитель, тем лучшим учеником он был. Он учился у каждого: у великих и ничтожных, мудрых и глупцов, старых и молодых. Он учился у их жизней и изучал человеческую природу во всех ее аспектах.
Хазарат Инайат Хан
Не верьте внешнему, пусть вас интересует только то, что внутри.
Люди полагают, что шейх должен показывать чудеса и демонстрировать свою просветленность. Между тем от учителя требуется лишь обладать всем тем, в чем нуждается ученик.
Ибн Араби
Однажды я спросил своего учителя о том, как можно распознать религиозного человека. И мой учитель ответил: «Это не то, что он говорит, и не то, каким он кажется, а атмосфера, которая создается в его присутствии. Вот что является свидетельством. Ибо никто не в состоянии создать атмосферу, не принадлежащую его духу».
Хазарат Инайат Хан
«Ду-у-х... Атмосфе-е-ера... Свиде-е-е-тельство... У-у-у-у...» Стра-а-ашно? Не пугайтесь! А то уже небось думаете, что вот-вот превратитесь в нечто такое все из себя духовное, на нормального человека непохожее, которому и пива выпить ни-ни, и приврать нельзя. (Сразу вопрос к вам: откуда возьмется это самое «нельзя»? Разве оно может быть вам кем-то навязано? Вот-вот, подумайте...) Захотите - превратитесь, захотите - не превратитесь. Не относитесь к этому так серьезно! И к другому тоже - не относитесь...
Если вы относитесь к вещам действительно серьезно, вы никогда не будете воспринимать их слишком уж всерьез. Потому что жизнь - это что?.. Игра. Масштабная, но игра. Мы все задействованы в ней - полностью, абсолютно, всесторонне, мы обречены быть участниками, родившись в этом мире. Но внутри у каждого есть наблюдатель - отстраненный, не вовлеченный в суету этой игры (кто называет его Божьей частицей, кто разумом, кто истинным «Я»). Он составляет нашу реальность, точку отсчета, и это он сказал, что жизнь - всего лишь игра. Отнеситесь к вашему наблюдателю (то есть к себе) серьезно и начинайте получать удовольствие от великой игры! Да будет так!
А вот вы тут насчет «приврать» упоминали... Давайте не упустим случая и посмотрим, какую пользу можно извлечь из размышления о лживости. Не ленитесь!
Вы когда-нибудь задавались вопросом, почему вы врете (не нравится слово? ...что ж, в литературном языке не нашлось более подходящего)? Часто это уже происходит автоматически. Согласны?
А что будет, если вы вдруг перестанете лгать, хитрить, скрывать, недоговаривать? Представили? Предлагаю отложить на время ваши представления и провести эксперимент... Главное -бдительность. Отследите момент, когда вот-вот собираетесь в очередной раз соврать... остановитесь на мгновение (только для того, чтобы включить любознательность экспериментатора), сделайте вдох-выдох... Теперь говорите.
Чувствуете наполняющие вас уважение и достоинство, спокойствие внутри? Это выигрыш экспериментатора - ваш выигрыш.
Природа не терпит пустоты: там, где люди не знают правды, они заполняют пробелы домыслом.
Бернард Шоу
Но врать-то можно не только другим, но и самому себе. При этом следует отличать «заблуждение» от «обмана». И если первое при наличии у человека способности к размышлению, анализу можно развеять, то уже если человеку зачем-то надо себя обманывать, он будет это делать, что бы вы (я) ни предпринимали.
У вас не получается объяснить человеку, что он заблуждается? Скажите, а почему вы так уверены, что заблуждается именно он, а не вы? И ради чего вы хотите его переубедить?
Для каждого обмана или заблуждения имеется реальность, подделкой под которую они являются.
Самарканда